Записаться на сервис
Содержание
Основной функцией такого шарнира выступает равномерная передача момента под любым углом. Благодаря этому не нарушается синхронность вращения ведущего и ведомого валов при поворотах вплоть до 70° относительно оси. Но присутствует ШРУС далеко не во всех конструкциях автомобиля, а только в тех, где необходимо передать крутящий момент на управляемые колеса. В переднеприводных машинах ШРУСы монтируются спереди, в полноприводных – на обе оси, а заднеприводных – сзади.
Некоторые машины с задним приводом (часто коммерческие или старые модели) в конструкции карданного вала вместо ШРУСов имеют карданные шарниры, по-другому крестовины. Для заднеприводных автомобилей, где углы между соединениями относительно стабильны, крестовин вполне достаточно. Кроме того:
В заднеприводных моделях колёса работают под меньшими углами;
Карданный вал соединяет коробку передач с задним мостом, где вращение равномерное и нет необходимости в сложном шарнире.
Если заднеприводная машина имеет независимую заднюю подвеску, то в таком случае используются ШРУСы для передачи вращения к задним колёсам, поскольку углы движения увеличиваются, и крестовины уже не подходят для этих задач.
Итак, ШРУСы обычно устанавливают в переднеприводных, полноприводных и некоторых заднеприводных автомобилях. Они располагаются возле колёс (во внешней части) и на приводных валах (во внутренней части). По этой причине выделяют два основных типа ШРУСов, работающих в паре:
Внешний ШРУС – располагается ближе к колесам (в ступице). Его основной задачей является обеспечение свободного вращения и поворота колес при управлении автомобилем. Он играет ключевую роль при движении на поворотах и во время маневров. Для этих целей используется шариковый ШРУС;
Внутренний ШРУС – соединяет приводной вал с коробкой передач или дифференциалом. Благодаря внутреннему ШРУСу привод может изменять длину, что необходимо для компенсации хода подвески и преодоления неровностей дороги. Здесь используется трипоидный ШРУС.
Существует два основных вида ШРУСов – это трипоидный и шариковый. Триподные разновидности отличаются наличием трех подвижных роликов вместо шести шариков. Устроены они проще и передают крутящий момент под меньшим углом (до 25°), но обеспечивают осевый ход вала, т.е. изменение длины всего привода при движении колеса вверх-вниз.
Разберем конструкцию шарикового ШРУСа. Он состоит из следующих основных элементов:
Корпус. Металлическая наружная часть с канавками на внутренней стороне. Эти канавки дугообразные и предназначены для движения шариков. Форма корпуса обычно сферическая или слегка овальная;
Внутренняя обойма. Расположена внутри корпуса. Имеет канавки, соответствующие канавкам на корпусе – в них вставляются шарики;
Шарики. Стальные, высокопрочные, шарообразные элементы (обычно их 6), которые передают крутящий момент от корпуса к обойме. Они удерживаются в канавках и отвечают за плавность вращения под углом до 45-70° в зависимости от модели;
Сепаратор. Кольцо с отверстиями для шариков, фиксирующее их положение между обоймой и корпусом. Оно гарантирует равномерное распределение шариков и предотвращает их выпадение;
Пыльник. Гибкий гофрированный чехол, который защищает ШРУС от грязи, воды и пыли. Гофра изготавливается из резины, силикона или полиуретана и подвержена износу, поэтому её нужно периодически осматривать;
Смазка. Внутри ШРУСа используется густая смазка, снижающая трение деталей и предотвращающая износ. Качественная смазка улучшает работу механизма, а также защищает его от коррозии.
Первое, если при маневрировании, особенно на малой скорости, вы слышите резкие звуки, исходящие от колес, это может указывать на износ внешнего ШРУСа – эти звуки можно описать как щелчки или треск. Второе, если рулевое колесо или кузов начинают вибрировать при ускорении, вероятно, дело в том, что шарнир поврежден или разбалансирован. И третье, если вы заметили масло или смазку на колесах или вблизи приводного вала – это знак того, что пыльник порвался и нарушилась герметизация соединений.
Основной причиной выхода из строя ШРУС является время, которое не жалеет даже самые высококачественны детали. Если рассматривать подробнее, то можно выделить следующие моменты:
Повреждение пыльника. Неправильная установка, езда по неровным дорогам или попадание острых предметов приводят к разрыву пыльника – без него в шарнир попадает грязь, пыль и вода, что вызывает коррозию и разрушение изнутри;
Чрезмерные нагрузки. Регулярное движение по бездорожью, частые резкие повороты или спортивный стиль вождения значительно увеличивают нагрузку на ШРУСы;
Использование некачественных деталей. При замене важно выбирать оригинальные детали или проверенные аналоги. Низкокачественные материалы могут быстро выйти из строя.
Домкрат и подпорки: обеспечат подъем и надежную фиксацию автомобиля. Никогда не работайте под автомобилем, удерживаемым только домкратом;
Набор гаечных ключей и трещотка: понадобятся для снятия креплений и демонтажа колес;
Съемник шаровых опор: поможет аккуратно отсоединить шаровые опоры без повреждений;
Молоток и выколотка: используются для извлечения старого ШРУСа;
Пассатижи и отвертки: нужны для работы с мелкими крепежами, пыльниками и хомутами;
Чистящие средства: помогут удалить остатки старой смазки и загрязнений.
Мы открыли свой первый магазин в далеком 1997 году, а в 2008 начали работать с клиентами в новой станции технического обслуживания. Уже спустя три года, в 2011 году, наша компания «Z24» вошла в мировую сеть сервисных станций BOSCH. Сегодня мы предоставляем полный сервис обслуживания своим клиентам, работая на передовом оборудовании и имея в наличии автозапчасти для большинства видов легковых автомобилей, а также микроавтобусов импортного и отечественного производства.
Чтобы избежать лишних затрат и проблем с установкой, важно знать, как выбрать ШРУС, подходящий для вашего автомобиля по типу, размеру и характеристикам. Чтобы упростить процесс подбора, на нашем сайте предусмотрены удобные инструменты:
Подбор по ВИН-номеру – введите уникальный номер автомобиля, и система мгновенно подберет запчасти, которые идеально подходят для вашей модели;
По регистрационному знаку – быстрый и точный поиск для владельцев автомобилей с российским номером;
По Frame-номеру – подходит для владельцев авто с правым рулем или машин, ввезенных из других стран.
Разберемся, как поменять ШРУС своими руками:
Ослабьте гайку ступицы – пока машина стоит на земле, слегка открутите гайку ступицы. Она достаточно сильно затянута и требует дополнительного рычага/удлинителя для ослабления;
Поднимите машину и снимите колесо – установите автомобиль на опоры для безопасности и снимите колесо, чтобы получить доступ к подвеске и ступице;
Отсоедините шаровую опору – открутите крепление шаровой опоры (или рычага), чтобы освободить ступицу. Для этого может понадобиться съёмник;
Извлеките наружный приводной вал – освободите ступицу, чтобы вынуть из неё наружный ШРУС. Если же вал застрял в ней, используйте съёмник или осторожно постучите по нему молотком через деревянную проставку;
Снимите внешний ШРУС с привода – выньте пыльник (разрежьте старый, если он повреждён). Найдите стопорное кольцо, фиксирующее ШРУС на приводе. Ударьте молотком через проставку, чтобы сбить ШРУС с вала. Стопорное кольцо должно освободиться, после чего ШРУС освободится;
Установите новый ШРУС – поставьте новое стопорное кольцо (если требуется). Нанесите смазку как внутрь ШРУСа, так и на вал. Наденьте новый ШРУС на вал, осторожно забивая его молотком через деревянную проставку, пока стопорное кольцо не зафиксируется;
Установите новый пыльник – наденьте пыльник на вал и зафиксируйте его хомутами, после чего проверьте надежность его крепления;
Сделайте обратную сборку – Вставьте ШРУС в ступицу. Присоедините шаровую опору и закрепите все болты. Затяните гайку ступицы (затягивать её до конца нужно уже после того, как машина окажется на земле).
Не требуется сливать масло, если:
Конструкция машины позволяет заменить внутренний ШРУС без полного демонтажа вала (например, только сдвинув вал наружу);
Ваша КПП имеет сальник (уплотнение) на месте соединения с приводным валом. Сальник предотвращает утечку масла при демонтаже вала. Однако будьте внимательны и не повредите его;
Привод фиксируется в коробке не жёстко, а на шлицах, которые можно аккуратно извлечь без потери масла.
Требуется сливать масло, если:
Приводной вал крепится с помощью стопорного кольца или болтов, и при его демонтаже масло неизбежно вытекает;
Вы хотите избежать риска загрязнения масла или попадания грязи в коробку передач.
Рассмотрим пошаговую замену внутреннего ШРУСа:
Ослабьте ступичную гайку – пока автомобиль стоит на земле, ослабьте гайку ступицы (если потребуется снимать весь приводной вал);
Поднимите автомобиль и снимите колесо – поднимите автомобиль с помощью домкрата, установите его на опоры и извлеките колесо;
Освободите подвеску – открутите крепление шаровой опоры или рычага. При необходимости отсоедините стойку стабилизатора;
Извлеките приводной вал – для этого выньте внешний ШРУС из ступицы. Далее освободите внутренний ШРУС из коробки передач. Если ШРУС крепится стопорным кольцом, используйте монтажку, чтобы аккуратно вытащить вал из КПП. Работайте осторожно, чтобы не повредить сальник. Если вал крепится болтами, просто открутите их;
Снимите старый внутренний ШРУС – разрежьте или снимите старый пыльник. Сдвиньте внутренний ШРУС с приводного вала. Для этого потребуется сделать лёгкий удар молотком через деревянную проставку или съёмник;
Установите новый внутренний ШРУС – нанесите смазку внутрь нового ШРУСа. Наденьте новый ШРУС на вал, зафиксируйте его стопорным кольцом (если оно используется). Установите новый пыльник и зафиксируйте его хомутами;
Соберите конструкцию – установите вал обратно в коробку передач. Убедитесь, что он сел на место и стопорное кольцо защёлкнулось (если оно есть). Подсоедините внешний ШРУС к ступице. Соберите подвеску, закрепив шаровую опору, стойку стабилизатора и другие элементы;
Сделайте обратную сборку – поставьте колесо, опустите автомобиль и окончательно затяните ступичную гайку. Если вы слили масло, залейте новое до нужного уровня.
В процессе работы проверьте состояние сальников КПП – при обнаружении утечек их нужно заменить. Будьте осторожны с монтажкой, при извлечении вала не повредите посадочное место в коробке передач. Проверяйте пыльники, при наличии повреждений (как внешнего, так и внутреннего) замените их, чтобы продлить срок службы ШРУСов. Даже если вы не планируете сливать масло, его может немного вытечь при демонтаже. Проверьте уровень масла в КПП после замены.
Замена ШРУСа – это важная процедура, от которой зависит не только исправная работа трансмиссии, но и безопасность движения. Соблюдение всех этапов процесса, от подготовки инструментов до установки нового шарнира, гарантирует надежность ремонта и продлевает срок службы автомобиля. При самостоятельной замене важно тщательно следовать инструкции, использовать качественные запчасти и соблюдать меры предосторожности. Если вы сомневаетесь в своих силах, лучше доверить эту задачу профессионалам. Помните, исправный ШРУС – залог плавного управления, комфорта на дороге и уверенности за рулем.
Возврат к списку
Бульвар Трудящихся, д. 18, к. 4 Телефон: +7(812)244-29-59
Оставьте заявку. Наш менеджер свяжется с вами для уточнения деталей заявки.
Санкт-Петербург, Витебский пр., д.1Б ВНИМАНИЕ!!! На время ремонта Витебского пр. Режим Работы с 09.00-21.00 Телефон: +7(812)292-00-72
Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.212Б Телефон: +7(812)244-40-45
Санкт-Петербург, Витебский пр-кт д.1Б ВНИМАНИЕ!! На время ремонта Витебского пр. Режим работы магазина 09.00-21.00 Телефон: +7 (812)244-65-85
Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.212Б Телефон: +7(812)244-27-67
г.Колпино, бульвар Трудящихся д.18, кор.4 Телефон: +7(812)481-31-26
Санкт-Петербург, Обуховской обороны пр., д.21 Телефон: +7(812)412-42-33
Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 6 Телефон: +7(812)528-77-70
Для добавления автомобиля вам необходимо быть зарегистрированным.