Статьи
18.12.2024

Как поменять ШРУС

Содержание


Что такое ШРУС

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) — это механический узел и важный элемент трансмиссии, обеспечивающий передачу крутящего момента от дифференциала через приводной вал на колесо. На каждом приводном валу располагается два ШРУСа. Один находится у колеса, второй – у коробки переключения передач или редуктора. Расположение и количество ШРУСов зависит от типа привода автомобиля.

Основной функцией такого шарнира выступает равномерная передача момента под любым углом. Благодаря этому не нарушается синхронность вращения ведущего и ведомого валов при поворотах вплоть до 70° относительно оси. Но присутствует ШРУС далеко не во всех конструкциях автомобиля, а только в тех, где необходимо передать крутящий момент на управляемые колеса. В переднеприводных машинах ШРУСы монтируются спереди, в полноприводных – на обе оси, а заднеприводных – сзади.

Некоторые машины с задним приводом (часто коммерческие или старые модели) в конструкции карданного вала вместо ШРУСов имеют карданные шарниры, по-другому крестовины. Для заднеприводных автомобилей, где углы между соединениями относительно стабильны, крестовин вполне достаточно. Кроме того:

Если заднеприводная машина имеет независимую заднюю подвеску, то в таком случае используются ШРУСы для передачи вращения к задним колёсам, поскольку углы движения увеличиваются, и крестовины уже не подходят для этих задач.

Итак, ШРУСы обычно устанавливают в переднеприводных, полноприводных и некоторых заднеприводных автомобилях. Они располагаются возле колёс (во внешней части) и на приводных валах (во внутренней части). По этой причине выделяют два основных типа ШРУСов, работающих в паре:

  1. Внешний ШРУС – располагается ближе к колесам (в ступице). Его основной задачей является обеспечение свободного вращения и поворота колес при управлении автомобилем. Он играет ключевую роль при движении на поворотах и во время маневров. Для этих целей используется шариковый ШРУС;

  2. Внутренний ШРУС – соединяет приводной вал с коробкой передач или дифференциалом. Благодаря внутреннему ШРУСу привод может изменять длину, что необходимо для компенсации хода подвески и преодоления неровностей дороги. Здесь используется трипоидный ШРУС.

Существует два основных вида ШРУСов – это трипоидный и шариковый. Триподные разновидности отличаются наличием трех подвижных роликов вместо шести шариков. Устроены они проще и передают крутящий момент под меньшим углом (до 25°), но обеспечивают осевый ход вала, т.е. изменение длины всего привода при движении колеса вверх-вниз.

Разберем конструкцию шарикового ШРУСа. Он состоит из следующих основных элементов:

  1. Корпус. Металлическая наружная часть с канавками на внутренней стороне. Эти канавки дугообразные и предназначены для движения шариков. Форма корпуса обычно сферическая или слегка овальная;

  2. Внутренняя обойма. Расположена внутри корпуса. Имеет канавки, соответствующие канавкам на корпусе – в них вставляются шарики;

  3. Шарики. Стальные, высокопрочные, шарообразные элементы (обычно их 6), которые передают крутящий момент от корпуса к обойме. Они удерживаются в канавках и отвечают за плавность вращения под углом до 45-70° в зависимости от модели;

  4. Сепаратор. Кольцо с отверстиями для шариков, фиксирующее их положение между обоймой и корпусом. Оно гарантирует равномерное распределение шариков и предотвращает их выпадение;

  5. Пыльник. Гибкий гофрированный чехол, который защищает ШРУС от грязи, воды и пыли. Гофра изготавливается из резины, силикона или полиуретана и подвержена износу, поэтому её нужно периодически осматривать;

  6. Смазка. Внутри ШРУСа используется густая смазка, снижающая трение деталей и предотвращающая износ. Качественная смазка улучшает работу механизма, а также защищает его от коррозии.

Почему ШРУС называют гранатой? Такое название связано с внешним видом внешнего ШРУСа. Если разобрать шарнир, его корпус с канавками и шариками действительно напоминает форму ручной гранаты. На сленге механиков «граната» – это внешний ШРУС, который устанавливается ближе к колёсам. Внутренний ШРУС, который ближе к коробке передач, обычно так не называют.

шрус в руках


Признаки неисправности ШРУСа

Первое, если при маневрировании, особенно на малой скорости, вы слышите резкие звуки, исходящие от колес, это может указывать на износ внешнего ШРУСа – эти звуки можно описать как щелчки или треск. Второе, если рулевое колесо или кузов начинают вибрировать при ускорении, вероятно, дело в том, что шарнир поврежден или разбалансирован. И третье, если вы заметили масло или смазку на колесах или вблизи приводного вала – это знак того, что пыльник порвался и нарушилась герметизация соединений.

Основной причиной выхода из строя ШРУС является время, которое не жалеет даже самые высококачественны детали. Если рассматривать подробнее, то можно выделить следующие моменты:

Профилактика: регулярно осматривайте пыльники на предмет повреждений и при необходимости заменяйте их, не дожидаясь проблем с самим шарниром. Также избегайте излишних нагрузок на трансмиссию и следите за состоянием автомобиля в целом.


Что нужно для замены внешнего ШРУСа

Какие инструменты нам понадобятся для замены внешнего шарниры равных угловых скоростей:
  1. Домкрат и подпорки: обеспечат подъем и надежную фиксацию автомобиля. Никогда не работайте под автомобилем, удерживаемым только домкратом;

  2. Набор гаечных ключей и трещотка: понадобятся для снятия креплений и демонтажа колес;

  3. Съемник шаровых опор: поможет аккуратно отсоединить шаровые опоры без повреждений;

  4. Молоток и выколотка: используются для извлечения старого ШРУСа;

  5. Пассатижи и отвертки: нужны для работы с мелкими крепежами, пыльниками и хомутами;

  6. Чистящие средства: помогут удалить остатки старой смазки и загрязнений.

В качестве запчастей и расходных материалов понадобятся новый внешний ШРУС (если под замену), смазка, пыльник, а также хомуты и стопорное кольцо. Помните, что автомобиль должен находиться на устойчивом основании. Не забудьте поставить его на ручной тормоз и использовать противооткатные упоры. Заранее освободите место вокруг машины и обеспечьте доступ к нужным инструментам.


Где купить качественные запчасти для ремонта автомобиля

В каталоге нашего интернет-магазина вы найдете широкий ассортимент ШРУСов, на каждый из которых действует гарантия качества. Вы можете заказать ШРУС через наш сайт, оформив доставку, или посетить один из наших круглосуточных оффлайн-магазинов в городе Санкт-Петербург. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены, что получите надежную запчасть для своей машины.

Мы открыли свой первый магазин в далеком 1997 году, а в 2008 начали работать с клиентами в новой станции технического обслуживания. Уже спустя три года, в 2011 году, наша компания «Z24» вошла в мировую сеть сервисных станций BOSCH. Сегодня мы предоставляем полный сервис обслуживания своим клиентам, работая на передовом оборудовании и имея в наличии автозапчасти для большинства видов легковых автомобилей, а также микроавтобусов импортного и отечественного производства.

Чтобы избежать лишних затрат и проблем с установкой, важно знать, как выбрать ШРУС, подходящий для вашего автомобиля по типу, размеру и характеристикам. Чтобы упростить процесс подбора, на нашем сайте предусмотрены удобные инструменты:

Мы работаем с лучшими брендами, чтобы вы были уверены в каждом километре пути. Наши специалисты всегда готовы помочь с выбором и ответить на любые вопросы в любое время суток. Доверьте заботу о вашем автомобиле нам – и наслаждайтесь комфортом на дороге!


Замена внешнего ШРУСа

Многие интересуются, обходится ли замена внешнего ШРУСа без слития масла из КПП? Если вы меняете внешний ШРУС, масло из коробки передач обычно сливать не нужно – это связано с тем, что шарнир крепится к приводу, но не требует отсоединения привода от коробки. Сливать масло из КПП заранее потребуется, если вы решите полностью демонтировать приводной вал.

Разберемся, как поменять ШРУС своими руками:

  1. Ослабьте гайку ступицы – пока машина стоит на земле, слегка открутите гайку ступицы. Она достаточно сильно затянута и требует дополнительного рычага/удлинителя для ослабления;

  2. Поднимите машину и снимите колесо – установите автомобиль на опоры для безопасности и снимите колесо, чтобы получить доступ к подвеске и ступице;

  3. Отсоедините шаровую опору – открутите крепление шаровой опоры (или рычага), чтобы освободить ступицу. Для этого может понадобиться съёмник;

  4. Извлеките наружный приводной вал – освободите ступицу, чтобы вынуть из неё наружный ШРУС. Если же вал застрял в ней, используйте съёмник или осторожно постучите по нему молотком через деревянную проставку;

  5. Снимите внешний ШРУС с привода – выньте пыльник (разрежьте старый, если он повреждён). Найдите стопорное кольцо, фиксирующее ШРУС на приводе. Ударьте молотком через проставку, чтобы сбить ШРУС с вала. Стопорное кольцо должно освободиться, после чего ШРУС освободится;

  6. Установите новый ШРУС – поставьте новое стопорное кольцо (если требуется). Нанесите смазку как внутрь ШРУСа, так и на вал. Наденьте новый ШРУС на вал, осторожно забивая его молотком через деревянную проставку, пока стопорное кольцо не зафиксируется;

  7. Установите новый пыльник – наденьте пыльник на вал и зафиксируйте его хомутами, после чего проверьте надежность его крепления;

  8. Сделайте обратную сборку – Вставьте ШРУС в ступицу. Присоедините шаровую опору и закрепите все болты. Затяните гайку ступицы (затягивать её до конца нужно уже после того, как машина окажется на земле).

Если вал случайно вышел из коробки передач (это бывает при сильном натяжении), может вытечь немного масла. В этом случае добавьте масло в КПП. Работайте аккуратно, чтобы не повредить пыльник или другие элементы подвески. При замене внешнего ШРУСа также осмотрите состояние внутреннего, обратите внимание на пыльники – возможно, их тоже стоит заменить.

ремонт шруса


Замена внутреннего ШРУСа

Замена внутреннего ШРУСа чаще более сложная задача, чем замена наружного, так как здесь требуется частичный или полный демонтаж приводного вала. Вопрос с необходимостью слива масла из КПП зависит от модели конкретного автомобиля.

Не требуется сливать масло, если:

Требуется сливать масло, если:

Рассмотрим пошаговую замену внутреннего ШРУСа:

  1. Ослабьте ступичную гайку – пока автомобиль стоит на земле, ослабьте гайку ступицы (если потребуется снимать весь приводной вал);

  2. Поднимите автомобиль и снимите колесо – поднимите автомобиль с помощью домкрата, установите его на опоры и извлеките колесо;

  3. Освободите подвеску – открутите крепление шаровой опоры или рычага. При необходимости отсоедините стойку стабилизатора;

  4. Извлеките приводной вал – для этого выньте внешний ШРУС из ступицы. Далее освободите внутренний ШРУС из коробки передач. Если ШРУС крепится стопорным кольцом, используйте монтажку, чтобы аккуратно вытащить вал из КПП. Работайте осторожно, чтобы не повредить сальник. Если вал крепится болтами, просто открутите их;

  5. Снимите старый внутренний ШРУС – разрежьте или снимите старый пыльник. Сдвиньте внутренний ШРУС с приводного вала. Для этого потребуется сделать лёгкий удар молотком через деревянную проставку или съёмник;

  6. Установите новый внутренний ШРУС – нанесите смазку внутрь нового ШРУСа. Наденьте новый ШРУС на вал, зафиксируйте его стопорным кольцом (если оно используется). Установите новый пыльник и зафиксируйте его хомутами;

  7. Соберите конструкцию – установите вал обратно в коробку передач. Убедитесь, что он сел на место и стопорное кольцо защёлкнулось (если оно есть). Подсоедините внешний ШРУС к ступице. Соберите подвеску, закрепив шаровую опору, стойку стабилизатора и другие элементы;

  8. Сделайте обратную сборку – поставьте колесо, опустите автомобиль и окончательно затяните ступичную гайку. Если вы слили масло, залейте новое до нужного уровня.

В процессе работы проверьте состояние сальников КПП – при обнаружении утечек их нужно заменить. Будьте осторожны с монтажкой, при извлечении вала не повредите посадочное место в коробке передач. Проверяйте пыльники, при наличии повреждений (как внешнего, так и внутреннего) замените их, чтобы продлить срок службы ШРУСов. Даже если вы не планируете сливать масло, его может немного вытечь при демонтаже. Проверьте уровень масла в КПП после замены.

Заключение

Замена ШРУСа – это важная процедура, от которой зависит не только исправная работа трансмиссии, но и безопасность движения. Соблюдение всех этапов процесса, от подготовки инструментов до установки нового шарнира, гарантирует надежность ремонта и продлевает срок службы автомобиля. При самостоятельной замене важно тщательно следовать инструкции, использовать качественные запчасти и соблюдать меры предосторожности. Если вы сомневаетесь в своих силах, лучше доверить эту задачу профессионалам. Помните, исправный ШРУС – залог плавного управления, комфорта на дороге и уверенности за рулем.


18.02.2025 Как поменять стартер
Стартер – ключевой элемент системы запуска автомобиля. Если он вышел из строя, двигатель не заведется. В этой статье мы разберем, как самостоятельно заменить стартер, расскажем о причинах его неисправности, необходимых инструментах и дадим пошаговую инструкцию по замене.
31.01.2025 Как поменять рессору: пошаговая инструкция
Рессоры играют ключевую роль в подвеске автомобиля, обеспечивая комфорт и устойчивость на дороге. Со временем они изнашиваются, что приводит к ухудшению управляемости и повышенному износу других деталей. В этой статье вы найдете пошаговую инструкцию по замене рессор: от подготовки и демонтажа старых деталей до установки новых и финальной проверки.

Возврат к списку

По всем вопросам звоните: (812) 313-24-24
Telegram Whatsapp
BOSCH Service Колпино

Бульвар Трудящихся, д. 18, к. 4
Телефон: +7(812)244-29-59

Оставьте заявку. Наш менеджер свяжется с вами для уточнения деталей заявки.

Записаться на сервис
BOSCH Service Витебский

Санкт-Петербург, Витебский пр., д.1Б
ВНИМАНИЕ!!!
На время ремонта Витебского пр.
Режим Работы с 09.00-21.00


Телефон: +7(812)292-00-72

Оставьте заявку. Наш менеджер свяжется с вами для уточнения деталей заявки.

Записаться на сервис
BOSCH Service Выборгский

Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.212Б
Телефон: +7(812)244-40-45

Оставьте заявку. Наш менеджер свяжется с вами для уточнения деталей заявки.

Записаться на сервис
Витебский

Санкт-Петербург, Витебский пр-кт д.1Б
ВНИМАНИЕ!!
На время ремонта Витебского пр.
Режим работы магазина 09.00-21.00
Телефон: +7 (812)244-65-85

Выборгский

Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.212Б
Телефон: +7(812)244-27-67

Колпино

г.Колпино, бульвар Трудящихся д.18, кор.4
Телефон: +7(812)481-31-26

Обуховской обороны

Санкт-Петербург, Обуховской обороны пр., д.21
Телефон: +7(812)412-42-33

Малоохтинский

Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 6
Телефон: +7(812)528-77-70